Музыкальная грамотность помогает сохранить ясный ум

18 августа 2011 | Рубрика: Исследования

Изучение когнитивных функций у людей преклонного возраста показало, что существует прямая положительное влияние наличия у человека музыкальных навыков на состояние мозга в старости. Группа испытуемых «музыкантов» показала значительно лучшие результаты по скорости и качеству выполнения тестов, чем контрольная группа, в которую входили люди, никогда не занимавшиеся музыкой.

Это подтверждает результаты других исследований, говорящих о том, что регулярно упражняемый мозг лучше сопротивляется возрастным изменениям (в частности, известно, что изучение иностранных языков понижает шансы развития старческого слабоумия).

Музыкальные занятия представляют собой весьма сложную психическую деятельность, поэтому их тренирующее влияние на мозг неоспоримо. Исследователи провели эксперимент, описание которого ниже.

Были созданы три группы в возрастном диапазоне от 60 до 83 лет. В первую вошли люди без музыкального образования и навыков. Состав второй группы участников имел стаж занятий музыкой от года до 9 лет. В третью группу включили людей с музыкальным опытом от 10 лет и более. Все испытуемые имели один уровень общего образования, примерно равноценное физическое здоровье; у всех была исключено наличие болезни Альцгеймера. Профессиональных музыкантов ни одна группа не содержала. Большинство участников эксперимента начали учиться музыке приблизительно в десятилетнем возрасте, в основном, игре на фортепиано (более 50%) и флейте (около 25%).

Использовались тесты нейропсихологической оценки, включающие анализ состояния памяти, вербальной способности и внимания. Наилучшие результаты показала группа № 3 с музыкальным стажем 10 и более лет. Следующими были участники группы № 2, с меньшим музыкальным опытом, и замыкала тройку по результативности группа с отсутствием музыкальной практики.

При этом различия между группами «музыкантов» были статистически незначимыми, а вот отличия между этими двумя группами и группой тех, кто никогда не занимался музыкой, были весьма существенны.

Исследователи утверждают, что не имеет значения, продолжали ли испытуемые занятия музыкой в зрелом возрасте. Получается, что эффект приносят, в основном, упорные и длительные музыкальные занятия в детстве и юности. Сделан вывод, что основным фактором влияния являются: 1) возраст приобретения опыта музицирования; и 2) продолжительность занятий во времени.

Так как является возможным альтернативно истолковать результаты исследования – люди, занимающиеся музыкой, изначально выше развиты интеллектуально, – необходимо проведение дальнейших экспериментов. Однако, в общем случае, положительное влияние интеллектуальной деятельности на состояние ума в пожилом возрасте, очевидно.

Оставьте отзыв